ЭП

Документ подписан электронной подписью
25.08.2022 14:01, Лимарева Ольга Станиславовна, Заведующий
Ключ электроннй подписи

 

Приложение 1 к ООПДО МБДОУ детский сад № 5 «Звоночек»

 

Принята

на педагогическом совете МБДОУ детский сад № 5 «Звоночек»

 Протокол № 1_______

Протокол педагогического совета

от 26 августа 2022 года

дата

с учетом мнения Совета родителей МБДОУ детский сад № 5 «Звоночек» Протокол № 1 от 26.08.2022

Утверждена

приказ № 76-ОД от 26.08.2022 Заведующий МБДОУ детский сад № 5   __ О.С.Лимарева

инициалы, фамилия

26.08.2022 г

дата утверждения

М.П.


 

 

 

Рабочая программа воспитания
на 2022-2023 учебный год

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 5 «Звоночек»

п. Тарасовский

2022

 

  1. Целевой раздел
    1. Пояснительная записка........................................................................................................ 3
    2. Цель и задачи воспитания................................................................................................... 3
    3. Принципы и подходы к формированию программы........................................................ 4
    4. Особенности воспитательного процесса........................................................................... 5
    5. Планируемые результаты.................................................................................................... 6
  2. Содержательный раздел
  1. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности........................................... 9
  1. Модуль 1. Творческие соревнования................................................................................. 9
  2. Модуль 2. Праздники.........................................................................................................   9
  3. Модуль 3.Фольклорные мероприятия ............................................................................. 10
  4. Модуль Мероприятия по профилактике инфекционных и паразитарных болезней... 11
  5. Модуль Трудовое воспитание и ознакомление с профессиями взрослых.................. 11
  6. Модуль Воспитание основ безопасности и жизнедеятельности.................................. 12

2.8.   Основные направления самоанализа воспитательной работы...................................... 13

  1. Организационный раздел
    1. Организация развивающей предметно-пространственной среды................................. 13
    2. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий............................... 14
    3. Методическая обеспеченность материалами и средствами воспитания...................... 15
    4. Перечень нормативно-правового и методического обеспечения................................. 16

Приложение 1

Календарный план воспитательной работы............................................................................. 18

 

Пояснительная записка

Воспитание -деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Воспитание детей опирается на основы оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.

Усиление воспитательного компонента в образовательной деятельности обозначено в новой редакции Федерального закона № 304-ФЗ от 31.07.2020г «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»

Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в Федеральных государственных образовательных стандартах на всех уровнях образования, где воспитательная деятельность педагогического процесса охватывает все составляющие образовательной системы и направлено на качественное и доступное образование и воспитание в современных условиях.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года предусматривает приоритетные направления воспитания:

  • гражданское и патриотическое воспитание;
  • духовно-нравственное развитие;
  • приобщение детей к культурному наследию;
  • физическое развитие и культура здоровья;
  • трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
  • экологическое воспитание.

Главная цель образования на всех уровнях: воспитание активной, творческой личности, готовой к успешной самореализации.

Программа воспитания МБДОУ детский сад № 5 «Звоночек» является локальным документом, компонентом к основной общеобразовательной программе дошкольного образования учреждения, не противоречит ее принципам, целям, задачам и содержанию.

Программа воспитания составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, путем выявления воспитательных задач общеобразовательной Программы и объединения обучения и воспитания в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Реализация программы обеспечивает формирование общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.

Программа воспитания включает приложение - календарный план воспитательной работы.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Цель и задачи воспитания

Цель дошкольного воспитания - личностное развитие воспитанников, через усвоение ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе социально значимых ценностей, развитие позитивных отношений к общественным ценностям, приобретение соответствующего опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике социально значимых дел.

Цель ориентирует педагогов на обеспечение позитивной динамики развития и воспитания каждой личности. Важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка к своему саморазвитию. Сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

Основные цели и задачи в образовании и воспитании дошкольников обозначены по всем направлениям развития и обеспечивают всестороннее развитие личности, мотивацию и способности детей в различных видах деятельности по всем образовательным областям: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно эстетическое развитие», в том числе и в большей степени «Социально-коммуникативное развитие»

Достижение поставленной цели воспитания дошкольников будет способствовать решение следующих основных задач:

  • развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств;
  • создание благоприятных условий для гармоничного развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и склонностями;
  • формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового и устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;
  • развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
  • организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;
  • воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных видов социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры народов России и мира, умения общаться с разными людьми;
  • объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольного отделения на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и образования детей.

Принципы и подходы к формированию программы

Для получения результатов качественного воспитания детей в рамках реализации Программы соблюдаются принципы:

  • принцип   признания самоценности периода дошкольного детства, построение

отношений между взрослыми и детьми на основе доверия, сотрудничества, любви, доброжелательности, уважение личности каждого ребенка;

  • принцип   соблюдения законности и прав семьи и ребенка, соблюдение

конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка;

  • принцип   ориентирования на создание психологически комфортной среды для

участников образовательных отношений;

  • принцип объединения обучения и воспитания в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения;
  • принцип   учета интеграции образовательных областей в соответствии с

возрастными возможностями и особенностями воспитанников; использование социальной

культуры в разных образовательных областях (познавательное, речевое, художественно - эстетическое, физическое, социально - коммуникативное) и реализация в разных видах деятельности;

  • принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • предусматривается решение программных воспитательных задач в совместной образовательной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей, при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • принцип развивающего образования и воспитания, целью которого является развитие ребенка; постепенное обогащение содержания различных видов социальной культуры по темам и разделам; познание объектов социального мира в процессе их исторического развития;
  • принцип включения регионального компонента обеспечивает самосознание ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, познания историко­географических, этнических особенностей действительности своего региона
  • принцип доступности обеспечивает адаптацию знаний к специфике личностного развития детей дошкольного возраста: возрастных, гендерных, национальных, этнических;
  • построение воспитательного процесса осуществляется на адекватных возрасту формах работы с детьми.

 

 

Особенности воспитательного процесса

В МБДОУ детский сад № 5 «Звоночек» образовательный и воспитательный процесс осуществляется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС ДО).

Обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Основной целью педагогической работы в МБДОУ детский сад № 5 «Звоночек» является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко используется как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство развития, воспитания и обучения в разных организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные)

Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства.

Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок, в вечерний отрезок времени) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле, например, часто болеющими, плохо усваивающими образовательный материал при организованной фронтальной деятельности.

Организованное проведение совместной деятельности обеспечивается непосредственным руководством со стороны воспитателя.

Воспитательный процесс в МБДОУ детский сад № 5 «Звоночек» организуется в развивающей среде, которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет улучшения качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и гендерным особенностям детей, актуальной насыщенности. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами и оборудованием.

Важной составляющей в воспитательном процессе МБДОУ детский сад № 5 «Звоночек» является охрана жизни и здоровья, физическое воспитание и развитие воспитанников. Успех зависит от правильной организации режима дня, двигательного, санитарно-гигиенического режима.

Режим дня регламентируется требованиями СанПиН, что позволяет рационально и правильно построить жизнедеятельность воспитанников, соблюдать время, отведенное на прогулки, сон и питание.

Двигательный режим в течение дня, недели определяется комплексно в соответствии с возрастом детей. Оптимизация двигательного режима обеспечивается путем проведения различных подвижных, спортивных игр, упражнений, занятий физкультурой, организации детских целевых прогулок, самостоятельной двигательной деятельности.

Значительное внимание в воспитании детей уделяется трудовым поручениям, как части нравственного становления. Воспитание направлено на формирование эмоциональной готовности к трудовой деятельности, элементарных умений и навыков в различных видах детского труда, интереса к труду взрослых людей.

Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых заданий, объединении детей в подгруппы) и моральная мотивация, ранняя ориентация и знакомство с профессиями взрослых.

Для педагогов МБДОУ детский сад № 5 «Звоночек» важно интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в жизни дошкольного отделения. С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование, просмотры родителями отдельных форм работы с детьми. Применяются средства наглядной информации (буклеты, родительские уголки, тематические и информационные стенды, фотовыставки), родители привлекаются к проведению праздников, развлечений, походов, экскурсий и другим мероприятиям.

 

 

Планируемые результаты

 

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам)

Патриотическое

Родина, природа

Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким, окружающему миру

Социальное

Человек, семья, дружба,

сотрудничество

Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо».

Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними.

Проявляющий позицию «Я сам!».

Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту. Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых.

Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Способный общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Познавательное

Знание

Проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и деятельности.

Физическое и оздоровительное

Здоровье

Выполняющий действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложится спать и т. д.

Стремящийся быть опрятным.

Проявляющий интерес к физической активности. Соблюдающий элементарные правила безопасности в быту, в ОО, на природе.

Трудовое

Труд

Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке.

Стремящийся помогать взрослому в доступных действиях.

Стремящийся к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности.

Этико-эстетическое

Культура и красота

Эмоционально отзывчивый к красоте.

Проявляющий интерес и желание заниматься продуктивными видами деятельности.

 

Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет)

Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)

Направления

воспитания

Ценности

Показатели

Патриотическое

Родина,

природа

Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям.

Социальное

Человек, семья, дружба,

сотрудничество

Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми.

Освоивший основы речевой культуры.

Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.

Познавательное

Знания

Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества.

Физическое и оздоровительное

Здоровье

Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе.

Трудовое

Труд

Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.

Этико-эстетическое

Культура и красота

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественно-эстетического вкуса.

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ


Виды, формы и содержание воспитательной деятельности

Программа воспитания определяет воспитательные компоненты и основные содержательные направления, обеспечивает всестороннее развитие личности, мотивацию и способности детей в различных видах деятельности, с учетом интеграции образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», в том числе и большей степени «Социально- коммуникативное развитие».

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих модулей воспитательной работы.

Модуль 1. Творческие соревнования

Творческие соревнования позволяют провести воспитательную работу с ребенком сразу по нескольким направлениям: социально-коммуникативное развитие, умственное и эстетическое воспитание, вовлечение родителей в процесс воспитания, интеграция воспитательных усилий. Творческие соревнования способствуют художественно–эстетическому развитию ребенка, которое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживанию персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
 Творческие соревнования стимулируют у воспитанников развитие: сенсорных способностей; чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности. Творческое соревнование – не просто мероприятие в стенах детского сада, это продолжение и расширение образовательного процесса, где развитие получают все участники процесса: ребенок, родитель и педагог. Родитель и ребенок учатся и приобретают опыт по взаимодействию для достижения общей цели, реализуя общие задачи. Родитель учится быть терпеливым и вдумчивым. Ребенок получает первый социальный опыт участия в конкурсном движении, а родитель учится относиться к соревнованиям серьезно, знакомясь с положениями, условиями и системой оценки. Творческие соревнования создают условия для приобретения социального опыта участия ребенка в конкурсном движении и формирование у родителей педагогической культуры по подготовке и поддержке своего ребенка в участии в конкурсах. МБДОУ детский сад   № 5 «Звоночек» проводит творческие соревнования в различных формах, например, конкурсы, выставки. Конкретная форма проведения творческого соревнования определяется календарным планом воспитательной работы МБДОУ. МБДОУ детский сад   № 5 «Звоночек» помогает подготовиться семье к успешному участию в конкурсе, консультирует родителей по созданию условий, мотивации, помогают в подготовке. Педагогам приходится учиться видеть домашние условия и возможности ребенка, понимать современного родителя и их трудности, быть терпимыми, и доброжелательными к любому родителю и оказывать посильную помощь в развитии детей дома. Через весь процесс подготовки, организации и проведения творческих соревнования педагогический коллектив детского сада решает для себя важную задачу по воспитанию родителя и преемственности развития ребенка в семье и детском саду.

Модуль 2. Праздники

Праздники благотворно влияют на развитие психических процессов ребенка: памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию, развитию социально-коммуникативных навыков. Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для этих целей на празднике используются игры и представления. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться. Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Малыши разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у малыша есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее. Во-вторых, праздник – это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми. В-третьих, праздник в детском саду позволяет родителям сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома. Помимо этого, педагоги могут оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован. Педагогический коллектив вправе не приглашать на праздники взрослых в младшей группе, потому что малыши нередко реагируют слезами на появление родителей, к которым нельзя подойти, и теряют весь интерес к празднику. Во время эпидемиологических вспышек присутствие родителей тоже, как правило, не допускается. МБДОУ детский сад   № 5 «Звоночек» организует праздники в форме тематических мероприятий, например, праздник осени, новый год, рождество, мамин праздник, день Победы, а также утренников. Конкретная форма проведения праздника определяется календарным планом воспитательной работы МБДОУ.

Модуль 3. Фольклорные мероприятия

Фольклорные мероприятия могут пересекаться с праздниками, но существенно отличаются от остальных воспитательных мероприятий детского сада тем, что направлены на раскрытие социокультурных ценностей нашего народа, знакомство детей с отечественными традициями и праздниками, многообразием стран и народов мира, их обычаями. При проведении фольклорного мероприятия важно продумать его форму и сценарий. Например, это могут быть «Ярмарка», «Гуляние», «Посиделки». После этого выстраивается композиция, определяется очередность развития событий, кульминация мероприятия. Сценарий завершается развязкой. Конкретная форма проведения фольклорного мероприятия определяется календарным планом воспитательной работы МБДОУ. Педагоги, занятые в организации фольклорного мероприятия должны учитывать важность поисковых действий и предварительной работы, построенных в каждом случае на взаимодействии и сотрудничестве взрослых и дошкольников. Например, дошкольнику не обойтись без помощи взрослого при рисовании «Информационных карточек», изготовлении игрушек. В основе фольклорных мероприятий лежит комплексный подход к воспитанию и развитию дошкольников:

 формирование духовно-нравственных норм и ценностей;

 раскрепощение, снятие эмоционального напряжения;

 социализация, развитие коммуникативных навыков.

В процессе проведения фольклорного мероприятия ребенок участвует в разных видах деятельности, организованных согласно принципам природосообразности детей: игровой, музыкальной, театрализованной и коммуникативной.

 

Модуль 4.

Мероприятия по профилактике инфекционных и паразитарных болезней

 

Профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний представляет собой ряд мероприятий, которые направлены на снижение факторов риска или предотвращение заболевания населения разными болезнями и в результате поддержания высокого уровня здоровья. Детский организм является наиболее восприимчивым для различных вирусов и инфекций в силу недостаточно развитого иммунитета и потому низкой сопротивляемости детского организма вирусно-микробным атакам. Чем младше ребёнок, тем больше риск заражения и развития различных осложнений болезни. Проведение профилактических мероприятий инфекционных и паразитарных заболеваний очень актуально, так как эти заболевания являются неотъемлемой частью нашей жизни. Риск заражения различными инфекционными заболеваниями остаётся достаточно высоким и распространение болезни может принимать глобальные масштабы. Самым главным правилом профилактики является соблюдение личной гигиены. С раннего детства нужно приучать ребёнка чаще мыть руки не только перед едой и после туалета, иметь личное полотенце, зубную щётку. Необходимо объяснять пользу закаливания, прогулок на свежем воздухе, правильного питания. Все эти меры значительно повышают шанс детского организма при борьбе с вирусами и бактериями.

 

Модуль 5.

«Все профессии важны, все профессии нужны!»

Трудовое воспитание и ознакомление с профессиями

Цель: Одна из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлена на достижение формирования положительного отношения детей к труду. Актуальность ознакомления детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования.

В рамках преемственности по профориентации дошкольное образование является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. В дошкольном детстве дети впервые знакомятся с широким многообразием профессий.

На этапе завершения дошкольного детства часть целевых ориентиров определяет раннюю профориентацию дошкольников, профессиональная ориентация так же входит в компетенцию дошкольного уровня образования.

Профориентация в дошкольном образовании преимущественно носит информационный характер. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет.

Для ознакомления детей с трудом взрослых применяются традиционные методы воспитания: словесный, наглядный, практический, игровой.

На практике все методы применяются в общении друг с другом, коллективно или группами.

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий строится с учетом современных образовательных технологий:

Технология проектной деятельности позволяет усвоить материал через начальные знания, умения и совместный поиск решения проблем.

Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр.

Именно игра является фундаментом всего дошкольного образования. Ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть. В играх дошкольники отражают содержание деятельности представителей самых разных профессий: врача, строителя, актера, спортсмена, летчика и других профессий.

Технология интегрированного воспитания.

Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС дошкольного образования, возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые невозможно воссоздать в условиях детского сада.

  • мультимедийные презентации;
  • виртуальные экскурсии;
  • подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
  • создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
  • подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»;
  • подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
  • оформление фотоальбома о семейных профессиональных династиях воспитанников «Профессии наших родителей»;

Будущее дошкольников предугадать трудно - впереди школьные годы.

Преемственность в образовании позволит возродить престиж профессий, подготовить резерв важных профессий в России.

Модуль 6.

 «Жизнь прекрасна, когда безопасна!»

Воспитание основ безопасности и жизнедеятельности

Цель: Воспитание направлено на достижение целей по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе:

  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным предметам для человека;
  • формирование представлений об опасных ситуациях для человека и способах безопасного поведения в них;
  • передачу знаний детям о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • формирование правил поведения по противопожарной безопасности воспитанников, поведение при угрозе пожара, природных явлениях (гроза, наводнение, ураган)
  • приобщение к правилам к правилам безопасного поведения человека в окружающем мире;
  • предупреждение об опасности приема лекарственных препаратов, ядовитых растений;
  • правила осторожного поведения в лесу, при встрече с дикими животными.

Воспитание основ безопасности реализуется через парциальную программу «Основы безопасности и жизнедеятельности детей дошкольного возраста» авторы: Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стёркина.

 

 

Основные направления самоанализа воспитательной работы

Основные принципы осуществления самоанализа воспитательной работы:

  • принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение к воспитанникам и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
  • принцип приоритета анализа воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных - таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и педагогами;
  • принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, правильного подбора видов, форм и содержания их совместной деятельности с детьми разного возраста;
  • принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие детей - это результат как социального воспитания (взаимодействие с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей.

Основным объектом анализа воспитательного процесса, является состояние организуемой совместной деятельности детей и взрослых.

Анализ данных о личностном развитии дошкольника на разных возрастных этапах проводится с целью объективного определения последующего индивидуального пути развития и воспитания, наиболее благоприятного для каждого ребёнка.

Критерием, на основе которого осуществляется анализ, является наличие комфортной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.

Способами и формами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с детьми, родителями, воспитателями, педагогическое наблюдение и результаты контроля, при необходимости анкетирование. Периодичность проведения: 2 раза в год

Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета.

Особое внимание уделяется вопросам качества результатов воспитания:

  • при проведении общих мероприятий;
  • совместной деятельности педагогов и детей;
  • взаимодействия совместной деятельности воспитателей и родителей;
  • проводимых экскурсий, походов;
  • организации творческих конкурсов, соревнований, праздников и других мероприятий. Осуществляется анализ руководителем и воспитателями.

Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы является перечень выявленных проблем и достижений, которые необходимо учесть в будущей работе педагогическому коллективу.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Окружающая ребенка среда обогащает внутренний мир ребёнка, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию.

Среда является важным фактором воспитания и развития ребёнка, организована и соответствует принципам, изложенными в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.

Среда спроектирована в соответствии с общеобразовательной Программой, в сочетании с Программой воспитания и соответствует возрастным особенностям, гигиеническим требованиям и нормам, правилам пожарной безопасности.

Насыщенность и гибкое зонирование всего пространства обеспечивает осуществление деятельностей по разным видам и интересам детей. Среда содержательно насыщена, игровой материал пригоден для использования.

Вариативность развивающей предметно-пространственной среды определяется, содержанием обучения и воспитания, культурными и художественными традициями, климатическими и географическими особенностями. Материал периодически меняется в разных вариациях.

Полифункциональность среды недостаточная.

Пространство групп трансформируется, хорошо организовано в виде уголков, центров, оснащённых достаточным количеством развивающих материалов и средств.

Доступность - это обеспечение свободного доступа воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающие все основные виды детской активности и позволяющие выбирать воспитанникам интересные для себя занятия.

Безопасность - все элементы среды соответствуют требованиям СанПиН по обеспечению надежности и безопасности их использования и правилам пожарной безопасности. Внутреннее оформление помещений, ближайшее окружение, детская площадка, оборудование безопасно.

Эмоциональная насыщенность и эстетичность - то, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно побуждает любопытство и довольно легко запоминается. Игрушки - обеспечивают максимальный для каждого возраста развивающий эффект.

Соблюдены гендерные особенности воспитанников, организованы игры для мальчиков и девочек.

В групповых помещениях созданы необходимые условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь свободная от мебели и игрушек.

Педагогическая и воспитательная целесообразность позволяет обеспечить возможность самовыражения воспитанников, комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка. Педагог правильно и эффективно организовывает воспитательные отношения с учётом индивидуальных особенностей детей.

Особенности традиционных событий, праздников и развлечений.

Цели и задачи:

Воспитывать положительное отношение к явлениям общественной жизни.

Формировать личностный интерес к традиционным праздничным событиям для семьи, и государства.

Создавать условия для воспитания чувства гражданской принадлежности ребенка. Воспитывать интерес и уважение к народной культуре и традициям.

Воспитывать способность эмоционально воспринимать образ и передавать его, используя основные средства музыкальной и художественной выразительности.

Воспитывать потребность совершенствовать свои творческие качества, выявление таланта посредством участия в различных видах деятельности.

Воспитывать положительные эмоции к сезонным явлениям, бережного отношения к окружающей природе.

Приобщать воспитанников к миру музыки, искусства и литературы.

Воспитывать желание принимать активное участие в праздниках, развлечениях, в игровой и театрализованной деятельности.

Воспитательный процесс при проведении традиционных праздников и других мероприятий, направлен на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей и социального заказа родителей (законных представителей)

В реализации Программы воспитания проведение праздников, событий, мероприятий ориентированы на формирование личностного интереса по всем направлениям развития каждого ребенка дошкольного возраста.

Роль праздников, развлечений в патриотическом воспитании детей.

Праздники благотворно влияют на развитие психических процессов ребенка: памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях, способствуют, его нравственному воспитанию, развитию социально-коммуникативных навыков.

Подготовка к празднику является отличным стимулом для развития речи детей, раскрытия их творческих способностей и талантов.

Праздник хороший способ для раскрепощения, снижения детской утомляемости, и напряжения образовательного процесса.

Праздник - это возможность для родителей получить представление, о том, какие у ребенка взаимоотношения с детским коллективом и другими людьми. Каждый родитель может оценить поведение своего ребенка: насколько он общителен, артистичен, умен, талантлив, открыт для общения и достаточно ли дисциплинирован.

При проведении праздников и ознакомлении детей с музыкой открываются большие потенциальные возможности для патриотического воспитания.

Фольклорные музыкальные произведения ненавязчиво, в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети знакомятся на занятиях, в повседневной жизни, на досугах и во время подготовки к календарным праздникам. Органично вплетённые в жизнь детей попевки, заклички, колыбельные, частушки, песенки-потешки вызывают у детей интерес к творчеству России, желание продолжать знакомство с ним.

Детям даются понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор», «народный танец». Использование в музыкальной деятельности народных инструментов: ложек, трещоток, бубнов, помогает ярче выразить характер и настроение русской народной музыки.

Чувство любви к родной природе - еще одно из слагаемых патриотизма.

Проведение праздников, развлечений и включение в музыкальную детскую деятельность произведений русских и советских композиторов способствует воспитанию чувства патриотизма, любви к Родине, восхищения, гордости за свой народ и свою страну.

Традицией стало проведение патриотических вечеров досуга, праздников: «День народного единства», «День защитника Отечества», «Масленица», «День космонавтики», «День Победы», «День поселка», «День защиты детей», «День России», «День семьи»

Темы праздников, событий, мероприятий и форма проведения определена календарным планом воспитательной работы.

Методическая обеспеченность материалами и средствами воспитания

Методическая обеспеченность, материально-технические условия отвечают требованиям современного дошкольного образования в соответствии с ФГОС.

Имеется всё необходимое для организации питания воспитанников, дневного отдыха, игровой деятельности, прогулок и ведения непрерывной образовательной деятельности.

Состояние помещений соответствует гигиеническим требованиям СанПиН, нормам противопожарной и антитеррористической безопасности.

 

Программное учебно-методическое обеспечение
 

Автор

Наименование Издательство

1

 

Региональная программа «Приключения Светофора»

2

Р.М.Чумичева, О.А.Ведведь

Региональная программа «Родники Дона»

 

3

И.Белавина,         Н. Найденская.

Планета –наш дом (методика проведения занятий по основам

экологии, для дошкольников.

4

О.Л. Князева. М.Д. Маканева.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

5

Т.Н. Торонова, С.Г Якобсон.

Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре.

6

 Н.А. Извекова. А.Ф. Медведева.

Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста.

7

Г. Зайцев.

Уроки Мойдодыра.

8

Л.Н. Савичева

Физкультура – это радость!

9

Н.Н.Авдеева,

O.        Л. Князева,

P. Б. Стеркина

Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности и жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

10

Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин.

Методика физического воспитания детей дошкольного возраста.

11

 

Рабочие Программы педагогов ДОУ. ФГОС,2022

 

 

 

  1. Конституция Российской Федерации (ред. От 04.07.2020г.) ст.67.1 , п.4;
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  3. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013 г. № 1155;
  5. Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
  6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;
  7. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
  8. Конвенция о правах ребёнка;
  9. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» от 13 мая 2013 года № ИР-352/09
  10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 г. N 996-р;

Основные локальные акты:

  1. Основная общеобразовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 5 «Звоночек»
  2. Календарный учебный график
  3. План работы на учебный год

Парциальные программы:

  1. «Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина

 

2. Региональная программа «Родники Дона» Р.М. Чумичева, О.А. Ведмедь

 

Приложение 2 к ООПДО МБДОУ детский сад № 5 «Звоночек»

Календарный план воспитательной работы МБДОУ детский сад   № 5 «Звоночек» на 2022/23 год

Мероприятия

Возраст воспитанников

Ориентировочное время проведения

Ответственные

Творческие соревнования

 

Конкурс детского рисунка «Золотая осень»

 

4-7 лет

 

Октябрь

 

 

Воспитатели Брыжахина Е.В., Черноусова Е.В., Ярославцева Ю.В., Половинкина О.В.

 

Выставка семейных поделок «Новогодняя игрушка»

 

2-7 лет

 

Декабрь

Выставка детских рисунков «С 23 февраля»

3-7 лет

Январь

Воспитатели групп

 

Конкурс «Самая лучшая мама на свете».
 Выставка поделок, изготовленных мамами воспитанников

 

2-7 лет

 

Март

 

Воспитатели групп

 

Конкурс поделок из природного материала «Природа – глазами детей»

 

4-7 лет

 

Апрель

 

Творческий конкурс «День Победы»

 

3-7 лет

 

Май

 

Все воспитатели

Праздники

 

Праздник осени

 

2-7 лет

 

Последняя неделя октября

 

Музыкальный руководитель, воспитатели

 

 

 

Новый год

 

Декабрь

 

День защитника отечества

 

Февраль

 

Музыкальный руководитель, воспитатели

 

Мамин праздник

 

2-7 лет

 

Вторая неделя марта

 

Музыкальный руководитель, воспитатели

 

День Победы

 

Первая неделя мая

День поселка

2-7 лет

Последняя неделя сентября

Музыкальный руководитель, воспитатели

Фольклорные мероприятия

 

День народных песен

 

3-7 лет

 

Ноябрь

 

Музыкальный руководитель

 

Масленица

 

2-7 лет

 

Март

 

Музыкальный руководитель

 

 

 

День фантазий «В гостях у сказки»

 

2-7 лет

 

Апрель

 

Музыкальный руководитель, воспитатели

 

Мероприятия по профилактике инфекционных и паразитарных болезней

Просмотр детского познавательного видеофильма о пользе прививок

3-7 лет

Декабрь

Воспитатели групп

Сюжетно-ролевая игра «Кукла Катя заболела»

3-5 лет

Май

Музыкальный руководитель, воспитатели

 

 

Русские народные подвижные игры «Богатырская наша сила!»

5-7 лет

май

Музыкальный

руководитель

воспитатели

 

Цикл бесед: Доктор Витамин о здоровом питании

3-7 лет

июнь

воспитатели

 

День здоровья «Спорт нам поможет силы умножить!»

3-7 лет

июль

воспитатели

 

День эколят

4-7 лет

апрель

Воспитатели средней, старшей групп